Олиферчук В."Черный юмор из Ирландии" // Вечерний Челябинск, 2011, 4 февраля (к гастролям театра "У моста" и премьере "Красавицы из Линэна")

Камерный театр познакомит челябинцев с творчеством МакДонаха

«Я хочу писать такие пьесы, которые бы немного встряхнули людей», — признался в свое время молодой ирландский драматург Мартин МакДонах. Ему это удалось. Первый же драматургический опус принес автору премии “Evening Standard Аward», «Тони», сразу две постановки подряд на Бродвее и статус «чуда современного театра». До российских подмостков модные веяния добрались лишь лет семь спустя, в 2004-м. Первооткрывателем российского МакДонаха стал режиссер пермского театра «У моста» Сергей Федотов. Благодаря его постановкам ирландские пьесы завоевали «умы и чаяния» режиссеров во всех уголках страны. За последние пару-тройку лет можно насчитать более дюжины постановок в разных театрах. Наконец и Челябинску удалось приобщиться к специфичному ирландскому юмору.

Парадоксы автора

— М-м-м, — актеры вокруг стола, опустив головы и взявшись за руки, раскачиваются из стороны в сторону. Звуковая волна поднимается все выше, переходя в открытое «а», ударяется в потолок, рикошетом отскакивает в нас, зрителей, и выплескивается в зажигательную джигу, которую лихо отплясывают артисты. Практически без перерыва разминка переходит в репетицию.

— Наташа, пошла, — режиссер легонько подталкивает Наталью Жернакову, и она тут же входит в сцену, на ходу подменяя партнершу. Федотов буквально дирижирует своим оркестром, следя за вводом новых «инструментов» и чистотой интонаций.

— Это очень непростая работа, — признается актриса Камерного театра Мария Беляева. — Сложная в психологическом плане, поэтому нужно постоянно работать, даже дома, иногда ночами не сплю. Многие отмечают, что ребята, которые играют в спектакле, даже внешне изменились, настолько она поглотила нас всех.

Артистам Камерного театра впервые пришлось столкнуться с парадоксальной драматургией МакДонаха. «Королева красоты» — его первая пьеса, которая, по одним данным, была написана за восемь дней, по другим — через восемь дней принята к постановке. Не суть важно, главное, что она стала манифестом, с которого и началась слава драматурга, и в котором МакДонах продекларировал особый стиль, замешанный на шоковой драматургии, инъекции Правды, Совести и черного юмора.

Золотой ключик

Заполучить МакДонаха в Камерном театре решили, что называется, из первых рук — от самого Федотова. В свое время постановка «Сиротливый Запад» стала настоящей бомбой. Спектакль был признан чуть ли не каноном. Затем на сцену перенесли две других пьесы из трилогии, наконец, последняя постановка пермского театра «У моста» «Калека с Инишмана» получила «Золотую маску». Понятно, что с тех самых пор все последующие варианты по сюжетам известного ирландца неизменно сравниваются с федотовскими и, к слову сказать, редко кому удается обогнать пермского пионера. И это притом что в текстах МакДонаха наличествуют все необходимые атрибуты хорошей драматургии: оригинальность текстов и отличные диалоги, яркие характеры и неожиданные повороты сюжета, юмор и даже криминал.


«Калека с Инишмана». Местный сплетник приносит известие о том, что на соседний остров прибыла киногруппа из Голливуда, режиссер ищет людей для участия в съемках. Желающих предостаточно, но повезет лишь одному — калеке Билли. История о правде и неправде — в жизни и в искусстве.


— На самом деле найти ключ к его пьесам достаточно проблематично, — рассуждает Сергей Федотов. — Очень сложный жанр. Он обозначает свои пьесы как комедии, но это своеобразная комедия с вкраплением элементов трагедии, абсурда, со своей философией, своего рода комедия-парадокс. И главный вопрос — как это все перенести на сцену? Некоторые пытаются играть как цирк или символическую драму — не получается. Я видел несколько совершенно провальных работ — в театре Комиссаржевской, у вас в Магнитке, где с первых минут актеры начинают ругаться и через 10 минут это слушать становится невыносимо. А ведь у автора все замешано не на ненависти, а на любви. Нельзя играть только агрессию — не это главное. Важны простые человеческие чувства.

Реальные истории

Все замешано на любви. Но чудны ее проявления. Могильщик из Коннемары влюблен… в череп собственной жены, «королева красоты» из-за большого и чистого чувства к мужчине убивает мать. Абсурд? Нет, таковы реалии жизни.


Ноу-хау МакДонаха в изображении жестокости современной жизни в обрамлении фееричного черного юмора, который доселе царил только в кинофильмах. Недаром своими учителями он считает не именитых драматургов, а известных режиссеров — Мартина Скорсезе, Дэвида Линча и Квентина Тарантино.


— Мне удалось побывать на родине автора, я был на острове Инишман и в Линэне, все эти события реально происходили, — уверяет Федотов. — Поселковое кладбище на 100 мест, где через семь лет выкапывают мертвецов и выбрасывают в озеро, чтобы освободить место для других покойников. Это правда! А в Линэн в первый раз я даже не попал, потому что автобус туда ходит всего лишь раз в неделю. В следующий приезд взял машину, проезжая, заметил на обочине дороги заброшенный дом, зашел, долго бродил, какие-то вещи даже на память прихватил, а потом узнал, что это был тот самый дом, где жили Мэг и Морин (героини пьесы «Королева красоты». — Авт.). Дом давно продается, но его никто не покупает, зная, какая история в нем произошла.

В сущности, не так уж далек Линэн от любого российского городка, достаточно почитать милицейские сводки или послушать новости. За сухими фактами сотни подобных историй. Человеческая натура капризна и мстительна, люди чаще всего глухи и жестоки друг к другу, они склонны к насилию, и все же не безнадежны. Иначе бы МакДонах не писал свои пьесы, а мы, зрители, не ходили бы в театр, чтобы посмотреть его жестокие комедии. 

Копия и оригинал

Камерный театр предоставляет челябинцам уникальную возможность — посмотреть сразу две пьесы МакДонаха. 10 февраля пермский театр «У моста» покажет спектакль «Калека с Инишмана», тот самый, за который получил «Золотую маску» и очередные дифирамбы критиков. Так что публика сможет воочию увидеть феномен Федотова в оригинале — то, что критики до сих пор считают лучшим воплощением МакДонаха на российских подмостках. 12-го числа челябинские артисты разыграют свой вариант пьесы «Красавица из Линэна».


В «Королеве красоты» за свое счастье смертельно воюют старая беспомощная мать и одинокая и несчастная дочь. Темперамент у обеих героинь зашкаливает, поэтому разборки выглядят то фарсом, то настоящим «кухонным боевиком». В ход идут любые средства, от банальных скандалов до пытки кипящим маслом.


Копия, по традиции, весьма приближена к оригиналу, за исключением одного существенного отличия — в пермском театре роль престарелой матери исполнял актер Иван Маленьких. Кстати, именно эта работа была отмечена как лучшая в спектакле. Челябинский вариант традиционен. Весьма интересно сравнить две работы, сделанные одним мастером с разным «материалом». Хотя… давно известно, что копия всегда проигрывает оригиналу, однако не бывает правил без исключений.

                                                                                                                   

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика