Ткачев Е. "Ирландские разборки в Челябинске" // Южноуральская панорама, 2011, 3 февраля (С. Федотов к гастролям театра "У моста" и премьере "Карасавицы из Линэна"

Двенадцатого февраля в челябинском Камерном театре премьера — непростая культурная коллаборация Челябинска, Перми и Ирландии.

От Челябинска тут актеры Камерного театра. От Перми — лауреат «Золотой маски», создатель и руководитель небезызвестного пермского театра «У Моста»,
режиссер Сергей Федотов.

От Ирландии — сверхмодный нынче и уже даже переведенный в классики драматург Мартин МакДонах, чья пьеса «Красавица из Линэна», рассказывающая об остром конфликте матери и дочери, как раз будет сыграна на сцене. О том, почему МакДонаха надо видеть здесь и сейчас, и почему именно в постановке Сергея Федотова, рассказывает корреспондент «Южноуральской панорамы».

Так получилось, что МакДонаха для российского зрителя открыл «У Моста». Дело было в 2005 году на екатеринбургском фестивале «Реальный театр». Два спектакля пермяков — «Красавица из Линэна» и «Череп из Коннемары» — произвели сенсацию. Такую, что благодаря МакДонаху, «У Моста» снискал настоящую славу, а его постановки по ирландскому драматургу были признаны эталонными.

— Раньше мне говорили, что я знаю ключ к Гоголю. Теперь, что к МакДонаху, — смеется Сергей Павлович, который впервые с творчеством именитого ирландца познакомился лет шесть назад на фестивале в Праге — то была пьеса «Сиротливый Запад».

— К тому времени МакДонах уже получил «Тони», «Грэмми» и вообще был самым популярным молодым драматургом в Европе, — рассказывает режиссер. — Увидев в его произведениях то, что может действительно вызвать интерес, «У Моста» приступил к работе: — «Запад» мы поставили за двадцать дней, «Красавицу» за пятнадцать, «Череп» за десять.

«Красавица из Линэна» (она же «Королева красоты») для Камерного тоже готовится в сжатые сроки. И помимо всего прочего, это 150-я постановка в режиссерской карьере у Федотова, который недавно отметил юбилей — пятьдесят лет. «Только отметил, и сразу сюда», — признается Сергей Павлович.

С Челябинском у него, кстати, связаны самые приятные воспоминания. Восемь лет назад в Камерном он ставил «Игроков» по Гоголю. А еще — вся фестивальная судьба «У Моста» (за двадцать лет — сто фестивалей) началась именно с Челябинска. Точнее с челябинских «Театральных опытов».

Возвращаясь, впрочем, к МакДонаху: причину верности своего подхода к его пьесам Федотов видит в следующем:

— В России существует более 120 постановок по МакДонаху. Его пьесы пытаются играть как цирк, абсурд, символизм. Однако причина многих неудачных постановок заключается в том, что во главу угла ставят какие-то несуразные компоненты и замыслы, а у МакДонаха ведь история всегда построена на актерах. На психологической правде. На живой жизни, к которой уже примешивается магия.

Тут еще, впрочем, стоит добавить, что ирландская глубинка, о которой пишет МакДонах, до боли напоминает русскую. То же отчуждение, те же проблемы, та же шпана — наших гопников просто не отличишь от островных. Словом, все друг с другом связаны и на это обречены.

Интересно, что всего в портфолио у МакДонаха восемь пьес. Две трилогии. Одна Линэнская — «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый Запад». Другая Аранская — «Калека с острова Инишман», «Лейтенант с острова Инишмор», «Призрак с острова Инишер» (последнюю пьесу, кстати, никто не видел, так как автор ее никому не показывает, ибо считает дурно написанной). Плюс такие самостоятельные вещи, как «Человек-подушка» и совсем свежий «Однорукий из Спокэна», которого в конце прошлого года на русский закончил переводить критик Павел Руднев. Впрочем, Руднев не спешит выкладывать перевод в Интернет, потому что, как он пишет, «У Моста» на него право первой ночи.

Федотов это подтверждает и признается, что «У Моста» «Однорукого» уже начал репетировать. Его премьера состоится в марте. Что касается негра, который требуется по сюжету, то, замечает Федотов, «негра воспитаем в коллективе». Ну а если серьезно, негр будет. Откуда — пока секрет.

Не секрет, впрочем, что МакДонах только в конце прошлого года узнал о постановках пермяков своих пьес.

— В этом нет ничего удивительного, — замечает Федотов, — МакДонах живет обособленно (хотя драматург ирландец, родился и проживает он в Англии. — Прим. авт.). Все, что с ним связано, покрыто завесой тайны. Он очень редко дает интервью, вообще редко идет на контакт. Раз в неделю выходит в паб. Утверждают, что не пьет крепких напитков — только легкую «Колу». Если же говорить об авторских правах, то мы с ними все утрясли. Хотя, когда мы только начали репетировать «Сиротливый Запад», случилась такая вещь. Мы связались с агентом МакДонаха, который, видимо, не сказал ему, что мы запрашиваем разрешение на пьесу. Мы вели переговоры с агентом неделю, а потом его кто-то убил.

Такая история могла бы запросто стать сюжетом для какой-нибудь пьесы МакДонаха, который смешивает в своем творчестве черный юмор, жестокость, но и веру в человека, сдабривая при этом крепкий сюжет отскакивающими от зубов, бронебойными диалогами.

И тут сразу же напрашивается аналогия с Квентином Тарантино, которая усугубляется еще и тем, что не так давно МакДонах также дебютировал в кинорежиссуре (его короткометражка «Шестизарядник» получила «Оскара», а криминальная драма «Залечь на дно в Брюгге» более чем закрепила за драматургом право называться гением).

Когда на репетиции «Красавицы из Линэна», устроенной специально для журналистов, речь об этом заходит у нас с Федотовым, он еще сильнее оживляется и выдвигает такую теорию, что МакДонах — это анти-Тарантино. Ведь, если Тарантино, как режиссер постмодернистский, эстетизирует насилие, то МакДонаху, при всей жестокости выбранных им тем, оно все-таки претит. Теория эта несколько спорная (все-таки Квентин тоже отнюдь не садист), хотя отчасти и небезосновательная.

Небезосновательно также, впрочем, будет сообщить, что до премьеры «Красавицы» десятого февраля челябинские зрители в Камерном смогут увидеть еще и «Калеку с острова Инишман» в постановке, разумеется, театра «У Моста».

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика