Марьина Т. "Зульфия Акчурина: "У меня горящие глаза" //Вечерний Челябинск 2007, 21 декабря

До третьего класса Зульфия Акчурина не знала русского языка. Робкая и стеснительная, от любого постороннего взгляда краснела, толком не могла сказать ни слова.Но характер у девочки был. Однажды решив выучить язык, она интуитивно стала читать вслух Пушкина — и разговорилась. Да так, что через пару лет занимала первые места на конкурсах чтецов. Когда выходила к доске и начинала: «Мороз и солнце. День чудесный…» или рассказывала стихотворение о Зое Космодемьянской, в классе наступала гробовая тишина… В итоге стала актрисой. А недавно получила звание «Заслуженная артистка России».

Татьяна МАРЬИНА

mary@vecherka.uu.ru

 

Зульфия Акчурина работает в Камерном театре. У неё есть всё — удачные роли, свой зритель, любимые партнёры. Но когда я предложила сделать с ней интервью, Зульфия как школьница смутилась, покраснела: «Почему я? Зачем? Ведь я ничего такого не сделала». Услышав, что повод есть — спектакль «Солнце на Пасху танцует», за который Камерный театр получил приз «Лучший актёрский ансамбль», — она согласилась. В первой части, поставленной по пьесе Златы Дёминой «Бог любит», Зульфия сыграла 43-летнюю Ольгу. Эта женщина 20 лет мечтала родить и вот наконец забеременела, ребёнка выносила — и потеряла во время родов. Актриса не просто сыграла — прожила судьбу и трагедию женщины, оказавшейся на краю пропасти несмотря на то, что рядом — молодой любящий муж… Хорошая работа.Чем не повод для разговора? Но при встрече Зульфия тему выбрала сама. Увидев на моём подоконнике свежие розы, она вдруг задумалась: — Последнее время очень много анализирую, размышляю — об увиденном, прочитанном, невзначай сказанном. Порою даже странно: неужели всё это время жила ни о чём не думая? Нет. Просто надо было успеть, всё делать быстро-быстро. А теперь наступил момент во всём разобраться, осмыслить. Смотрю на цветы и вспоминаю папу. Он был водителем. Приезжая из командировок, всегда привозил полевые цветы — маме и маленький букетик мне. Эти букетики запомнились

на всю жизнь. Не могу пройти мимо ромашек, которые продают бабушки, — всегда покупаю. Они вдохновляют, что-то внутри согревают. У каждого свой источник вдохновения. Когда были проездом в Санкт-Петербурге, побывали в доме Достоевского. Давно хотелось посмотреть, где он жил, какая атмосфера его окружала. Экскурсовод показала картину, которая его вдохновляла. Прежде чем садиться за книги, он долго всматривался в неё, вдохновлялся и потом шёл работать. А кто-то развешивает фотографии. Я не люблю. Недавно решили украсить гримёрку. Мне предложили повесить свои фото, дипломы — ни за что. А без фотографии дочери жить не могу. Когда просыпаюсь,

я должна её видеть. Лилиана —моё вдохновение, моя душа.

«Хочу быть вашим мужем»

Недавно в театр пришли молодые ребята — смелые, талантливые, с энергетикой, амбициями. Они меня тоже вдохновляют. В них жизнь кипит. Они рвутся в работу. Когда ставили «Пасху», мой партнёр Петя Артемьев (Молодой муж) сам добился этой роли. Хотя его фамилии в списке претендентов не было. Режиссёр Виктория Мещанинова устроила кастинг, и я для себя решила: мужем будет Дима Олейников. Подходит как-то Петя и говорит: «Зульфия, а вы не хотите, чтобы я был вашим мужем?» Я растерялась: «Понимаешь, там кастинг». — «А я приду!» Смотрю, глаза горят, как бы говоря: «Я хочу. Я буду первым». И после показа Виктория Николаевна выбрала его. Поначалу не всё было гладко. Рядом с ним я ощущала свой возраст (в жизни у меня не было молодого мужа). Но Петя расположил к себе, и контакт случился. Мы не знали, как произойдёт уход моей героини, что с нею будет. Она уходит в никуда. Может, сойдёт с ума или что-то с собой сделает. На одной из репетиций партнёр вышел ко мне, крепко обнял и произнёс: «Я не оставлю тебя». Мизансцена вошла в спектакль. И каждый раз в этот момент меня пробивает дрожь. Однажды каждый из нас может оказаться над пропастью. Кажется, ничем не помочь. Так протяни хотя бы руку, просто погладь, ничего не говори. Может, благодаря этой поддержке у человека жизнь сложится по-другому.

Деревенские аншлаги

Мой папа Аслям Хайруллович, живя в деревне, был очень артистичным человеком. В самодеятельных постановках всегда первый. Когда показывали новый спектакль, люди говорили: «Если Акчурин играет — идём». До сих пор удивляюсь: что он такое делал, что всегда был аншлаг? Он и маму театром заразил. Когда поженились, она стала его партнёршей. Шлейф актёрства шёл за ними всю жизнь. Принимая гостей (а дом был полон всегда), они могли разыграть сценку, переодеться неожиданно. К примеру, папа — в женское платье, мама — в мужское. Папа  постоянно что-то выдумывал, всех вокруг веселил. Наверно, я пошла в него. Хотя выяснилось это не сразу. Как-то в школе отменили урок физкультуры. Сидим с девчонками в раздевалке, скучаем. Чтобы развеяться, я предложила: «Давайте покажу миниатюру, как девочка встречается с мальчиком». За двоих сыграла. Меня поразила реакция: «Тебе нужно быть артисткой». А я до такой степени была скованна, что лишнего слова вымолвить не могла. Может, поэтому и в театр пошла — преодолеть свою робость.

Куклы, мультики и дети

По диплому Зульфия Акчурина «актриса театра кукол». Она окончила театральное училище в Екатеринбурге, спела поработать на киностудии — озвучивала мультики, потом уехала в Уфу.

— Казалось, найду себя именно в театре кукол. Дело не в том, что я могла говорить Чебурашкой. Если бы выбрала другую профессию, она бы всё равно была связана с детьми. Мир ребёнка для меня что-то непостижимое. Дети не всё нам договаривают. Как через сито пропускают информацию: это можно сказать, это нельзя. Не потому, что мама накажет, — просто она не успеет понять. Взрослые вечно куда-то спешат…Зато в детских рисунках видно, о чём они думают, как много в них заложено. Когда родилась моя дочь, я иногда боялась её взгляда. Лежит этот маленький комочек и серьёзно, по-взрослому на тебя смотрит. Дети всё понимают. Просто они по-другому мыслят. В театре кукол мне нравилось. Водить куклу было мало. Мне хотелось, чтобы в кукле появилась душа. Сначала проигрывала роль сама, потом через куклу, добиваясь, чтобы моя кукла-собачка не только гавкала — жила. Она так защищала своего хозяина, так преданно на него смотрела, что зрители переживали за неё по-настоящему.

— Как вы попали в драму? Это ведь другой жанр.

— Так сложилось. Муж был актёром в Камерном театре. Три года мы жили в разных городах: я в Уфе, он в Челябинске. Постоянно ездили друг к другу. Дочь без конца повторяла: «Папа-папа». Даже прохожих останавливала: «Вам нравится моя мама?» — как бы знакомила. Однажды всё надоело и я приехала к мужу в Челябинск. Помню, пришла в Камерный театр, страшно. «Ой, — думаю, — я же ничего не умею». Но Виктория Николаевна поверила в меня. «Знаете, у вас горящие глаза — это мне нравится». И я ожила: «Значит, не всё потеряно!» Позже поняла: это действительно так. Пока глаза горят, ты в профессии, тебе всё интересно. Если нет, надо менять судьбу, место работы, имидж.

Преодоление

Конечно, первое время пришлось преодолевать себя. С куклами работала за ширмой, меня не видно. А тут я как на ладони. Роль в спектакле «Игра» хоть и небольшая, но режиссёр сказал: не найдёшь «ключик» — не останешься.

Помню, шла по сцене, ноги не могли задеть эту сцену — она тряслась. Голос от волнения звучал тихо, я боялась режиссёра, не понимала Викторию Николаевну. А потом сложилось. Роль служанки получилась запоминающейся.

Переезд — тоже преодоление. В Уфе осталась четырёхкомнатная квартира, работа, куча родственников. Я уезжала в никуда: решила приучаться к самостоятельности. Самое главное — хотелось реализовать себя. Я нисколько не жалею, что рискнула, что пришла в Камерный театр. Многому научилась, мне многое доверили. Помню,  репетировали спектакль «Прекрасное воскресенье для пикника». Роль, казалось, не моя: девушка волевая, с характером, могла ударить, если надо. Внутри всё протестовало. А Виктория Николаевна повторяла: «Ты будешь потом благодарна. Когда даётся такая роль — на преодоление себя — это школа, это формирует тебя как личность». Со временем оценила.Был момент, когда с мужем чуть не развелись. Папа, помню, сказал. «Сама выбрала. Второй раз замуж не будешь выходить. У нас так не положено». Слава богу, хватило мудрости, терпения. Мы 20 лет вместе. Муж о нас заботится, мы приросли друг к другу как единое целое. А в театре он давно не работает.Ушёл, когда исполнилось 33. Даже со мной не посоветовался. Некоторые осуждали: «Захотел жить лучше». Но если ребёнок говорит: «Мама, намажь на хлеб хоть что-нибудь» —можно понять самое жёсткое решение.

Однажды потеряла ребёнка

О своих детях мамы могут говорить бесконечно. Эти разговоры стараюсь не провоцировать. Но, познакомившись с Зульфиёй, не удержалась от вопроса: как воспитывает своего ребёнка актриса?

— Лилиане 21. Работает менеджером по автотранспорту. Признаюсь честно: я не хотела, чтобы моя дочь была актрисой. Она не выговаривает «р». Это даже пикантно. Можно было всё поправить, но я сознательно этого не сделала. Всегда осуждала женщин, которые могут потерять ребёнка в магазине. Как это можно? Из-за каких-то

шмоток! Но однажды это случилось со мной. Лилиане было два годика. Я покупала дорожную сумку. Пока расплачивалась, она убежала. Ищу — нет ребёнка. Со мной никогда такого не было: от волнения я почти оглохла. И всё же как-то расслышала, когда по радио объявили: потерялся ребёнок, одет так-то. Одежду описали неправильно,

но я всё равно спускаюсь вниз, вижу свою заплаканную дочечку, которая протягивает ко мне ручки. Ноги  подкашиваются, еле дохожу — вот-вот упаду. Слышу, бабка с рюкзаком идёт и шипит: «Во мамаша! Потеряла ребёнка и даже спасибо сказать не может». В ответ что-то пролепетала: «Я сказала, просто никто не услышал». Голос от волнения пропал, сил нет. Я подняла её на руки — и осела. А этот двухлетний ребёнок взял меня в охапку, будто защищая: «Не обижайте её. Это моя мама!» И вслух добавила: «Она сказала «спасибо», я слышала!» После этого Лилиана постоянно задавала вопрос: «Мама, ты меня не бросишь? » А сумку я так ни разу и не носила…

— Чему учите свою дочь?

— Самостоятельности. Когда мы жили в коммуналке, в три года закрывала её на ключ и уходила на работу. Иначе было нельзя: сосед иногда с топором бегал по квартире — мало ли что. Оставляя дочку, говорила: «Видишь, куколки играют, солнышко светит. Им весело и хорошо. Пусть позагорают». Прихожу с работы, она сидит грустная: «Солнышко ушло, загорать нельзя. Мои куколки плачут». Я часто повторяю: «Научись говорить нет, когда это нужно.

Нельзя входить под власть другого человека. Ты должна иметь своё мнение». Недавно она рассказала, что пригласила подруг в кафе: «Мы идём вчетвером». И назвала кто. Некоторые девочки обиделись. Но она объяснила: «Я так решила. Это мой день рождения». Наверно, жёстко. Зато не придётся лицемерить. У каждого человека есть выбор. Мы делаем его каждый день. И не надо говорить «нет», если есть возможность научиться чему-то новому, взяться за трудное дело. Никогда не отказываюсь, стараюсь смело отвечать: «Да, я попробую». Быть может, именно

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика