Олиферчук В."Надежда НАГДАСЁВА: "Я себя вагончиком не считаю" //:ВЧ, 2010, 9 июля

Так уж получилось в её жизни, что в театре она фигурирует под номером «два» — после собственного мужа. Он первым стал актёром, получил звание, отметил два юбилея — собственное 55-летие и 30-летие творческой деятельности.

— Не задевает актёрское тщеславие — выступать вагончиком к локомотиву?

— Я себя вагончиком не считаю, — пожимает плечами Надежда. — В дуэте с мужем у нас всегда был паритет. А как это выглядит со стороны — не задумывалась.

Комсомолка, спортсменка, красавица

Честно признаюсь: хотела написать только про Надежду, но их судьбы с мужем Виктором настолько сплелись, что отделить одну от другой невозможно. В юности Надя и не помышляла о сценической карьере. Актёры ей казались небожителями, кем-то недосягаемым, поэтому училась себе потихоньку в пединституте, изучала химию с биологией, занималась лыжами, бегала легкоатлетические кроссы, в театральную студию записалась от переизбытка юношеской энергии.

— Был у нас студенческий спектакль «Тень», там мы с Виктором и познакомились, он учился в театральном училище, — вспоминает Надежда.

Вот, собственно, и вся её «сольная» карьера, с этого момента начинается двойная линия жизни. Надежда вышла замуж рано, но никак не думала, что навсегда.

— У меня было целых три предложения от молодых людей, такие страсти-мордасти, —смеётся актриса. — Я тогда отнеслась к этому легко, думала, что всё это замужество ненадолго.

После института Надя некоторое время трудилась в школе, муж к тому времени (опять муж!) окончил училище, распределился в театр драмы, но поработать не успел. В Абакане открывался новый театр для детей, там набирали актёров и сразу же давали жильё, Нагдасёвы рванули в Сибирь.

— Как получилось, что вы переквалифицировались из педагогов в актёры?

— Да просто актрис не хватало, вот меня и стали понемногу задействовать в спектаклях. Ну а потом я уже получила диплом актрисы театра кукол.

Изначально хакасский театр задумывался как кукольный, однако в репертуаре молодого коллектива были и драматические постановки.

— Первая моя большая роль — Марютка в пьесе Лавренёва «Сорок первый». Мы даже премию Ульянова получили за постановку, нас пригласили в Москву, но из-за громоздких декораций мы не смогли привезти спектакль, поехали просто в творческую командировку.

И швец, и жнец…

С Абаканом у нашей героини связано много хороших воспоминаний: здесь она стала настоящей актрисой, впервые вышла на профессиональную сцену, здесь же к ней пришёл первый успех. Но, к сожалению, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Театр стал брать курс на постановку детских кукольных спектаклей, серьёзных драматических работ становилось всё меньше, и в 1989-м актёрское семейство возвращается на родину, в Челябинск.

— Тогда Камерный театр только открывался. У нас ещё не было своего помещения, мы играли где придётся — то в институте культуры, то ещё где. На первом спектакле я работала в гардеробе — штата сотрудников ещё не было.

— Трудно было начинать на новом месте? Всё-таки 10-летний стаж, наработанный репертуар, успех — и всё это бросить.

— Конечно, трудности были, хотя бы бытовые: мы долго меняли квартиру, потом надо было детей устраивать в школу, в сад, к тому времени их уже двое было. Приходилось много ездить со спектаклями, чтобы заработать. Но нас грела мысль, что мы работаем на театр, который станет нам родным. Открывался театр спектаклем «Крик лангусты», где Виктор играл секретаря Сары Бернар.

— А вы?

— Я тогда репетировала «Археологию» Шипенко.

За 20 с лишним лет сыграно немало ролей, однако с особой любовью актриса вспоминает абаканские работы — Марютку, Мишку из шолоховского «Жеребёнка», Ягульку в пьесе «До третьих петухов».

— Меня всегда привлекали сильные личности, яркое проявление характеров. Хотела бы сыграть Вассу Железнову, мамашу Кураж, до сих пор жалею, что в своё время нам в Абакане запретили играть пьесу «Дорогая Елена Сергеевна», а мы струсили, пошли на поводу.

— Вас больше привлекают драматические роли, с куклами больше не общаетесь?

— Ну почему? Приходится и с куклами работать, в основном, правда, в наших дуэтных работах. Вот, например, в спектакле «Сказка про Федота-стрельца» в одной из ролей я работаю с куклой Бабы-яги.

Реализовать творческий потенциал помогает мини-театр «Параплюс», в активе которого уже более 15 постановок, в том числе поэтические композиции.

— Как это ни печально, но чтение стихов со сцены — умирающий жанр, в нём уже редко кто из артистов может работать, да и зритель нужен особо чуткий.

Тем не менее театр Нагдасёвых занял свою нишу в театральном пространстве города. Артистов охотно приглашают школы, они проводят совместные проекты с филармонией, краеведческим музеем.

Лучший подарок артисту

Буквально перед днём рождения Надежда получила замечательный подарок — актёрский дуэт Нагдасёвых пригласили на абаканский фестиваль «Чир-Чайаан». Международный эколого-этнографический форум в эти дни собрал коллективы из России, Америки, Эстонии, Польши, Бельгии, Таиланда. В день открытия фестиваля по улицам Абакана прошло грандиозное театрализованное шествие, а затем действо переместилось на крышу театра. В рамках фестиваля участники отправятся в путешествие по Енисею, по заповедным местам, во время стоянок им предстоит стать свидетелями шаманских обрядов.

— Мы повезём в Абакан филатовского «Федота-стрельца», будем показываться на сцене хакасского драмтеатра. Очень волнуемся и ждём встречи со старыми друзьями, с которыми не виделись вот уже 20 лет! — сказала перед отъездом Надежда.

         

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика