Олиферчук В."Елена МАЛЬЦЕВА:«Меня часто не узнают на сцене» //«Вечерний Челябинск»2010,2 июля

— Это кто меня не может найти? — гремит на весь коридор Камерного театра, дверь распахивается, и на пороге появляется фигура в эффектной чёрно-красной тунике. Вполне по законам жанра, отмечаю про себя, поднимаясь по ступенькам навстречу Елене Мальцевой. Недавно актриса отметила юбилей, сейчас, несмотря на летнюю пору, активно репетирует новый спектакль, так что найти время на встречу оказалось не так просто.

 В юбилей принято подводить итоги, хотя в данном случае их можно назвать предварительными. 19 лет стаж театральной работы, более 40 сыгранных ролей. Всё было: и победы, и жертвы.

— Очень долго я была замужем только за театром, — смеётся Лена по поводу «жертв» и тут же просит: — Напишите двойную фамилию Мальцева-Корзухина, до сих пор ещё не все привыкли.

По поводу отсутствия звания не переживает, хотя признаётся, что оценка работы для неё важна.

— Я всегда говорю в этом случае: если у Аль Пачино нет звания, это не значит, что он плохой актёр. Вот на бенефисе мне вручили медаль «всенародной артистки» — повеселились, — хохочет юбилярша.

Считает, что её судьбу в искусстве определили две составляющих: случай и желание.

Случай и желание

Наша героиня родом из Каменска-Уральского. В небольшом городке было всего три учебных заведения: алюминиевый техникум, медицинское училище и кулинарное. По совету мамы Лена учится на технолога, затем устраивается на работу на завод, где успешно трудится в течение двух лет. А попутно ездит в Челябинск, в гости к брату, который учится в институте культуры. Однажды одна из подруг случайно обронила фразу: «Ленка, чего ты всё ездишь? Поступай к нам!»

— Буквально за неделю моя жизнь переменилась, — вспоминает актриса. — Я уволилась с завода, хотя мне предлагали повысить зарплату и поехать учиться без экзаменов в ЧПИ. Поскольку меня не хотели отпускать, в заявлении указала причину «на ударную комсомольскую стройку», только тогда подписали. Но раз уж заявила, пришлось ехать. Хорошо, что в бюро комсомола мужик попался понимающий, спросил, зачем мне это надо, и тут же написал открепление.

Так случаю пришло на смену желание. Мальцева из привилегированного класса ИТР оказалась простой рабочей. Тогда по законам советского времени технари с образованием могли продолжать учёбу только по профилю, а вот обычные работяги могли пойти учиться хоть на инженера, хоть на артиста. Весь год Лена готовилась к поступлению, записалась во все самодеятельные студии, прочитала кучу умной литературы. Мама не могла нарадоваться на дочку: «Не поступишь, так хоть хорошие книжки прочитаешь». Но Лена поступила.

Второй случай сработал несколько позже. Лена закончила институт, проработала два года в родном городе, успела соскучиться и отправилась попытать счастья в Москву на актёрскую биржу.

— Получила сразу несколько предложений и поехала в Челябинск посоветоваться, что лучше, а заодно и попрощаться. В то время как раз открывался Камерный театр, и Виктория Николаевна (Мещанинова — художественный руководитель Камерного театра. — Авт.) мне сказала: «Иди ко мне, если не боишься».

И Мальцева осталась в Челябинске.

Любовь на всю жизнь

Роман с театром у Мальцевой длится почти 20 лет. За это время Елена ни разу не пожалела, что в своё время так круто изменила свою судьбу.

— Когда я вспоминаю прошлую, дотеатральную жизнь, мне кажется, что вся эта история происходила не со мной. Я очень люблю театр, выходить на сцену. Я ничуть не устала, наоборот, последнее время какая-то жадность к работе открылась, возможно, потому, что сейчас уже кое-что умеешь, больше понимаешь, есть что сказать зрителям.

Мальцева принадлежит к немногочисленной когорте артистов, для которых театр больше, чем профессия, — это их жизнь. Отсюда и все «вытекающие последствия»: преданность, самоотверженность, честность в профессии, полная отдача. Правда, высокопарных слов актриса терпеть не может. Предпочитает объясняться просто.

— Меня как-то спросили: что важнее, работа или семья? Театр всегда для меня был на первом месте. Его я люблю уже 20 лет, а мужа пока только 10, — шутит актриса и признаётся: — Конечно, за столь большой срок это чувство несколько изменилось: ушёл пиетет, появилась самоирония. А вот волнение перед выходом на сцену осталось, правда, несколько «сбавились обороты».

— А взаимность для вас важна? Есть ли у вас поклонники, часто дарят цветы?

— У меня в основном поклонницы, хотя и мужчины иногда выскакивают на сцену — ручку поцелуют, букет подарят. Одна постоянная зрительница мне как-то презентовала цветок в горшке: «Что я вам всё время мёртвые цветы дарю». До сих пор у меня дома растёт.

Женский тип

Кстати, это вполне объяснимо, ведь лучшие актёрские работы Елены Мальцевой связаны с воплощением на сцене подлинно народного женского типа. Образы, созданные актрисой, отличают яркая индивидуальность и неповторимость. Хозяйка в «Простой истории», Бызова из «Детектора лжи», Мармеладова в спектакле «Парадоксы преступления» — все героини разные, объединяет их лишь одно — сложная судьба. Поэтому они понятны и так любимы зрительницами. Первым портретом в галерее женских типажей стала роль Нюрки в студенческой работе по знаменитому роману Войновича об Иване Чонкине. Хотя были в биографии актрисы и «нетипичные» работы — Дездемона, которую ей пришлось сыграть в Каменске-Уральском, цыплёнок Петя в спектакле «Чудо-папа».

— Я не героиня, я характерная актриса, —определяет своё амплуа Елена. — Я играю русских женщин из категории «коня на скаку остановит». Каждая роль — это большая работа. Иногда в жизни что-то подглядишь, а в основном в себе копаешься, ищешь. Образ получается порой очень далёкий, но с другой стороны, в нём есть частичка меня. Поэтому мне все роли дороги.

Актриса тщательно работает над каждой деталью образа, характера, над привычками и манерами, в результате роль получается живой и удивительно достоверной.

— Лучший комплимент я получила в Москве, в центре Мейерхольда, где мы показывали «Парадоксы преступления». До спектакля я случайно столкнулась с одним театральным журналистом. А после, на дружеском вечере, эта женщина мне призналась: «Я 20 лет работаю по театральной теме и первый раз не узнала актрису».

Наглядный пример талантливого актёрского перевоплощения.

Лыжи, плавание и… «лицо дебила»

— Лена, есть что-нибудь, чего вы боитесь на сцене? Говорят, что все актёры, хоть единожды, боятся забыть текст.

— Нет, в юности я боялась «расколоться» (рассмеяться на сцене. — Авт.). Помню, в Каменске-Уральском старшие коллеги очень любили подстраивать разные штучки. Я играла в пьесе Островского богатую невесту, и по сценарию мне нужно было поцеловать партнёра — заслуженного артиста, который мне в то время казался очень… взрослым. Поэтому мне было немножко неловко. А тут ещё перед выходом кто-то шепнул: «Лен, ты поосторожней, у него зубы вставные». Я выхожу на сцену и слегка замешкалась. А он откинулся на стуле и шепчет: «Ну давай, целуй, а то я давно жду». В другом спектакле, в детском, зову партнёра, он каждый раз появлялся в белом костюме, такой важный. А тут выбегает в красных трусах со стрелками, а брюки — в руках на вешалке. Ой, да чего только не было! И грузик в сумочку подкладывали, и картинки голых мужиков вклеивали в книжку, которую читаешь. Я вообще смешливый человек, мне было сложно соблюдать серьёз. А потом мне «старики» подсказали способ.

— И какой?

— Отворачиваешься от публики, лицо дебила делаешь — и всё, — Лена моментально демонстрирует — отвисшая нижняя челюсть, полувывалившийся язык сразу же стирают с лица улыбку. Похихикав на пару, продолжаем.

— На хобби время остаётся, или всё забирает театр?

— Кое-что удаётся. Зимой мы с мужем любим ходить на лыжах, а летом выезжаем на озёра. Я с детства увлекалась лыжами и плаванием, даже разряды имею, в детстве частенько выступала на различных соревнованиях — довольно успешно.

— Дома, как у всех женщин, — готовка, стирка, уборка?

— Спасибо тому ленивому человеку, который изобрёл машинку-автомат! И моему мужу, он всегда мне помогает и понимает. Вот сейчас мы репетируем новую работу — спектакль «Распутник», я днями пропадаю в театре. Он это воспринимает нормально, потому что знает, что я без театра просто не могу!

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика