Олиферчук В. "Жить нужно с удовольствием " \\Вечерний Челябинск, 2010,17 февраля

Любовь публики и высокие оценки критики этот актёр завоевал давно. За 20-летнюю работу в театре им создано немало ярких и запоминающихся обра­зов. С лёгкой руки питерской художницы и театрального критика Смирновой-Несвицкой за Яковлевым закрепилось прозвище "челябинский Николсон". Од­нако официальные власти долгое время упорно придерживались иного мнения. Считается, что причиной такой неприязни стало участие актёра в телепередаче "Народная дубина", в которой частенько звучали довольно резкие выпады в сто­рону власть предержащих. Однако справедливость всё-таки восторжествовала, и недавно Яковлев «примерил» на себя новую роль — заслуженного артиста.

Дубина обернулась 

бумерангом

 

— Вам нужны жареные факты? — усме­хается Михаил в ответ на просьбу расска­зать всю подноготную этой истории. Но по­чему-то звучит это совсем не обидно, без ехидства.

— Да нет, просто интересно, как было на самом деле.

— А давайте чаю! — Яковлев щедрой ру­кой наливает стакан до краёв и начинает без обиняков. — Мне как раз дали новую кварти­ру. Я давно просил, у меня ведь два сына. Пока маленькие были, вроде ничего, а как подросли, тесно стало. Приходят к ребятам гости, и мы с женой уже лишние. Сядем с ней на кухне, а кухня в хрущобе, вот так руки в разные стороны протягиваешь и, не сходя со стула, всё достаёшь. В принципе, конеч­но, удобно. Но места всё-таки маловато. А тут театру в честь 10-летия презентовали квартиры. И мне про Тарасова предлагают текст читать, я говорю: «Про Тарасова не бу­ду, он мне квартиру дал». А режиссёр меня убеждает «Да брось, Тарасов — нормальный мужик, с юмором». После этого мне «с юмо­ром» и посоветовали заканчивать баловство на телевидении. Я пришёл на 31-й канал и сказал: «Всё. Последний раз читаю, заби­раю деньги и ухожу. Страшно».

— Но вы же знали, что это за передачка? Зачем связались?

— В то время в театре я получал всего 1,5 тысячи, а на телевидении мне предложи­ли сразу три! Вот ради денег и пришлось, — просто отвечает актёр.

Ждать звания пришлось долгих шесть лет. Даже на круглый юбилей, который тра­диционно отмечается присвоением всяче­ских наград, долгожданного события не произошло. Заслуженное звание артист по­лучил спустя ещё два года.

—Обидно?

— Не обидно, не понятно. Я могу выйти на сцену и сказать людям о чём-то хорошем. Бог мне дал этот талант. А чиновникам нет. И я не понимаю, почему эти люди имеют пра­во решать мою судьбу?

От судьбы не уйдешь

— Гитара ваша? - вдруг замечаю на стене инструмент.

— Моя, — с охотой откликается артист, снимая гитару. — Отец научил, до сих пор бренькаю.

Надо сказать, что сам Михаил из музы­кальной семьи: отец играл на аккордеоне, мама пела в самодеятельности, брат и вов­се профессионал, учился в Гнесинской ака­демии.

— Мы с ним непременно поём, когда он приезжает в гости. Эта любовь из детства. Помню в деревне, где мама жила, соберутся 10 бабок, выпьют граммов по 30 кагора, по­

том одна запевает: «По карманам ветер ду­ет!», весь хор «ох!», — и Михаил начинает в лицах разыгрывать деревенскую вечеринку, запомнившуюся с детства. Рассказчик он просто потрясающий, его можно слушать часы напролёт.

— Почему вы артистом стали, раз у вас в семье все музыканты?

— Так получилось, что ещё в школе мы поехали с отцом в составе филармониче­ской концертной бригады. За две недели я выучил весь конферанс, очень мне уж по­нравилось. А поехать в театральное учили­ще меня Таня Каменева уговорила: «Будешь моим троюродным братом, чтобы ко мне ни-

кто не приставал». Она, правда, сама с успе­хом со всеми разбиралась. Вместе и посту­пили.

Однако путь в профессию оказался не таким уж быстрым. Так и не закончив учили­ще, Яковлев отправился в армию, потом ре­шил переквалифицироваться в хирурга, ра­ботал на заводе, но, как говорится, от судь­бы не уйдёшь. Судьба привела артиста в Ка­мерный театр.

Ростовая кукла по размеру

Мы сидим в маленькой театральной гримёрке, очень уютной, сразу видно, что люди здесь не просто работают, они здесь живут. На полках фотографии Веры Холодной и Ча­плина.

— Любите Чаплина?

— А вы нет? — парирует Яковлев и, смяг­чившись, добавляет. — Замечательный, идеальный актёр. Мне вообще всегда нра­вились клоуны. Бесконечно люблю Полуни­на.

— И по амплуа считаете себя коми­ком?

— Я бы лучше сказал «характерный ак­тёр». Мне и так всё время ставят в вину, что я комикую. А ведь через юмор человек спосо­бен постичь вполне серьёзные вещи. Пом­ните, как в «Мюнхгаузене»? «Все глупости в этом мире совершаются с серьёзным выра­жением лица». Мне кажется, народ как-то чересчур серьёзно относится к жизни, мо­жет быть, потому и жить так тяжело.

Разговаривать с ним удивительно лег­ко и просто. Через пять минут общения кажется, что знаешь его всю жизнь. Очень искренний, открытый человек, причём как в жизни, так и на сцене. В театральной среде бытует понятие «органичен, как кошка», это как раз про нашего героя. В какой бы роли он ни появлялся, кажется,

что она написана буквально под него.

— Как работаете над ролью?

— Сложно объяснить, [де-то внутри воз­никает некий каркас, который постепенно обрастает деталями и начинает оживать. В результате как бы ростовую куклу на себя примеряешь.

— Были роли не по размеру?

— Нет, просто приходится больше рабо­тать. Думаешь над такой ролью постоянно, даже во сне в голове крутится.

— А самый страшный кошмар актёра видели?

— А как же! Как будто я забыл текст в спектакле «Всадники Апокалипсиса». Про­снулся в холодном поту. И буквально дня че­рез два всё исполнилось — я действительно забыл! Хорошо Вовка (Владимир Зеленое. — Авт.) поддержал, и я вырулил.

Челябинский Николсон

Вообще, вся его жизнь подчинена те­атральным законам: уж если в первом акте висит ружьё, то в третьем оно непременно должно выстрелить. На одном из фестива­лей «Камерата» его окрестили «челябин­ским Николсоном», а ведь в самом начале карьеры Яковлев сыграл в пье­се «Пролетая над гнездом ку­кушки» ту же самую роль, что и его американский коллега.

— Я тогда понятия не имел, кто это такой! — признаётся Михаил. — Это потом уже, спу­стя много лет, купил кассету с фильмом, ко­торая хранится у меня до сих пор. Самое интересное, что сначала я должен был играть совсем другого персонажа. Я при­шёл к режиссёру: «Дай мне сыграть Мак-мерфи. Это моя роль!» В ответ получаю:

«Твоя, но я тебе её не дам. Ты неорганизо­ванный». А я действительно часто опазды­вал на репетиции, бывало, даже пропускал. Тогда я выучил отрывок, показал, и меня утвердили.

— Пригодился ли вам опыт работы в психбольнице?

— Конечно! Я как раз в то время работал в психушке, чтобы поступить на рабфак мединститута. А у меня в то время была своя теория, которую я всем пытался доказать — что человека можно изменить только хирур­гическим путём. После работы над «Кукуш­кой» я понял, что это не так.

— Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с Николсоном?

— Да никак. Я вообще не люблю, когда меня хвалят. Потому что потом из окружаю­щих начинает всякая дрянь лезть. Хотя у нас в театре нет такого жлобства, как в больших коллективах, — вдруг, абсолютно не меняя тона, заканчивает мой собеседник. И я по­нимаю, почему именно его угораздило уго­дить в «Народную дубину».

— Вы всегда говорите то, что дума­ете?

— Ох! Язык мой — враг мой. Сейчас уже меньше стал выступать, когда шишек набил, но всё равно, нет-нет, да сорвётся. А так во­обще я очень добрый, — открыто улыбается Михаил, и ему веришь. Потому что всё, что он делает, он делает от души. Себя артист называет «весёлый нищий», и считает, что жить нужно с удовольствием. Этот принцип он с успехом воплощает в жизнь, чего жела­ет и своим зрителям.

Михаил Яковлев в Камерном театре с 1990 года. В творческой копилке актера около 40 ролей. Любит пески под гитару, подводную рыбалку и Прагу, несмотря на то, что на гастролях у него украли деньги и паспорт.

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика