БОГУСЛАВСКИЙ, М. "Роль женщины в пьесе нон-стоп";// Команда-96, 1996, 1 марта (интервью с Н. Жернаковой)

 

«Я встаю в полседьмого утра и начинаю готовить завтрак Мужу и детям не важно есгь у меня время или нет Они должны вкус­но есть каждый день себе - капустку или какие-то другие ово­щи Мужу, конечно, мясо — он же добытчик Сыну чаще всего блины, до которых тот большой охотник Дочь любит поесть, но старается сидеть на диете, она худеет, так же, как и я Но сначала кормлю собаку, потом всех остальных Собака - она беззащитна Кто ее накор­мит, если я не сварю. Пока меня нет дома, она просто спит, и ожи­вает с моим появлением. И сра­зу хочет все есть, гулять, играть»

Так начинается день ведущей актрисы Камерного театра На­тальи Жернаковой. Отыграв после окончания Ярославского театрального училища много лет в ТЮЗе, она решилась круто переменить свою судьбу, уйдя в молодой Камерный театр к режиссеру Евгению Фалевичу. Остатки прежнего амплуа «тра­вести» еще тянулись за ней (роль Тома Сойера в спектакле по роману М.Твена), но пришли уже совсем иные работы. Со­седка Анна Степановна в «Уро­ках музыки», помещица Каурова в тургеневском «Завтраке для предводителя», Доротея в «Пре­красном воскресенье для пик­ника» и, наконец, Памела в пос­ледней премьере театра «Доро­гая Памела» Джона Патрика.

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ (врач Челя­бинской областной больницы)

«Исполнительница роли Паме­лы — замечательная актриса. За ней не наблюдаешь, как посто­ронний, а жалеешь ее старуху до слез»

Замечательная актриса» тря­сется в трамвае по дороге на утреннюю репетицию. И думы ее пока весьма далеки от вы­сокого искусства.

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА: "У каж­дой женщины есть свои малень­кие хитрости для того, чтобы улуч­шить настроение, поднять тонус Я люблю зайти в магазин, купить мелкую, но приятную безделуш­ку Или сделать себе новую стрижку. Вообще-то мне не нра­вится бродить по магазинам. При­ятно целенаправленно пойти, ку­пить и обрадоваться покупке»

В трамвае ее обычно не узнают. Хотя случается.

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА. «Я уже столько лет на сцене, но не могу сказать, чтобы со мной часто здоровались незнакомые люди Однако если узнают, это прият­ная неожиданность И первое ощущение — растерянность. Ког­да, бывая с мужем в отпуске, с кем-нибудь знакомимся, говорю, что работаю в торговле Это силь­но уважают теперь, особенно если скажешь со значением: «В ком­мерции» Я люблю знакомиться с людьми, общаться, наблюдать за ними А если скажешь, что ты актриса, то собеседник сразу каменеет, начинает вести себя неестественно. Наблюдать за людьми — это так интересно и полезно для людей моей про­фессии. Сейчас для роли в спек­такле «Дорогая Памела» я пере­смотрела столько старушек: как они ходят, разговаривают»

В   Камерный   театр   Наташа приезжает рано. Когда несколько лет назад в устоявшееся течение Челябин­ской театральной жизни ворвал­ся режиссер Евгений Фалевич со своим только что созданным Камерным театром - это был «скандал в благородном семейст­ве». Зоны влияния на зрителя были давно поделены между су­ществующи­ми коллектива­ми: коньяк, шампанское и мо­роженое — в драме, школьные утренники - в ТЮЗе, заезжие примадонны — в Опе­ре. И раз в год — премьерные взрывы в «Манекене». Чем бу­дет удивлять зрителей этот Ка­мерный? Сменившая Фалевича на посту главного режиссера Виктория Мещанинова нашла свой путь. Неожиданный репер­туар в сочетании с постоянным приглашением настоящих сто­личных театральных звезд уже вскоре создал театру собствен­ное имя Пусть не самое гром­кое в Челябинске, но достаточ­но весомое среди зрителей. Проведение фестиваля «Камерата», где с интересным спек­таклем Магнитогорского теат­ра драмы соседствовали выступления Александра Филип­пенко, Ирины Алферовой, Льва Дурова, Валентины Талызиной, Александра Калягина, дало мно­го пищи для размышления те­атральным гурманам. А питер­ский режиссер Виктор Крамер привез свои «Фарсы», про ко­торые уже потом в Польше ска­зали, что это спектакль следу­ющего века.

Именно Камерный организу­ет самые интересные в городе театральные        «капустники». Именно здесь любят проводить свои вечера те, кто после спек­такля хотел бы остаться, поси­деть за чашкой кофе или бока­лом вина и обсудить увиден­ное.   Именно   здесь родилась инициатива благотворительных мероприятий «Квартира - ак­теру». Тут очень молодой кол­лектив, члены которого еще не наскучили друг другу. Им нравится бывать вместе. Поэтому уже с утра в театральных цехах, мастерских, за сценой - люди.

ГРИМЕР   (ИРИНА   ОСТРОВС­КАЯ)

«Кто всегда первый из акте­ров в театре? — Жернакова. Есть актеры «удобные», а есть, скажем так: другие. Наташа — это тот чело­век, который очень удо­бен в работе   Никакой богемной расхлябанности, человек очень ответственный   Поэтому я бываю всегда спо­койна, когда выпускается   ее   спектакль. Она   доверчива   к предложениям других. Это очень важно доверять друг другу Самый сложный ее грим - Тома Сойера, когда взрослая женщина превращается в восьмилетнего мальчика Перед спектаклем мы около часа работаем над ним»

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА: «Мне кажется, что мы гримируем не лицо, а душу Потому что когда перед спектаклем наносишь грим внутри тебя словно срабатывает переключатель (Как это происходит, я не знаю, но это происходит ) И ты уже в образе, уже с партнерами на сцене.

А на сцене в это время ца­рит привычный содом. Строят­ся выгородки, выставляются по точкам прожекторы и софиты, Руководит всем этим известный челябинский художник по свету ВЛАДИМИР ПЕТРОВ,

«Она прекрасна на сцене, по­тому что в каждой роли пребывает в подлинном состоянии сво­его персонажа. Наталья, актив­ная творческая натура, ведет участников спектакля за собой, рождая новые образы. Перефра­зируя Станиславского, можно ска­зать, что не только свет должен работать на актера, но и актер - на свет, точно чувствуя его. Наташа именно такая, чуткая к свету, актриса»

- Хозяин всего творящегося на сцене — режиссер. Это дикта­тор, пусть иногда в бархатных перчатках, но с железными ру­ками и стальной волей. Три часа репетиции он должен руково­дить не одним десятком людей, пытаясь создать из разрознен­ных страстей и темпераментов единый ансамбль. Наташины успехи последних лет — это и работа главного режиссера Ка­мерного ВИКТОРИИ МЕЩАНИ­НОВОЙ.

- Сцена — это ее судьба, а те­атр — образ жизни. Она служит Мельпомене служит радостно, она — актриса по судьбе своей Такая всегда будет интересна ре­жиссеру Когда меня спрашива­ют, трудно ли мне с Натальей, учитывая ее взрывной характер я честно отвечаю: нет Наши трудности — общие Мы делаем спек­такль, объединившись в одну команду Наташа понимает, что такое партнер, и всегда пытает­ся быть достойной. Поскольку она — настоящая актриса, то вся ее жизнь    непрерывно идущая пьеса»

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА «Темпе­рамент у меня, сами видите. Те­перь-то я могу с собой справ­ляться, а раньше бывало по-вся­кому Научилась уважать партне­ра, а значит, и себя на сцене Идеальный партнер — это недо­стижимо Ближе всего к этому понятию для меня подходит Ан­дрей Абрамов очень тонко чув­ствующий актер На театре есть такое выражение «пристраиваться к партнеру» Мои коллеги дела­ют это весьма успешно Для меня? очень много значила работа в одном спектакле с народной ар­тисткой России Валентиной Та­лызиной Мы срезу начали раз­говаривать на одном языке. Она мне очень помогла, делая неза­метные, ненавязчивые замечания Это действительно человек Те­атра с большой буквы

В перерыве между репети­цией и вечерним спектаклем Наташе обедает винегретом, пьет кофе и звонит мужу на работу и домой.

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА: «Я не часто балую чем-либо своих до­машних А вот они меня балуют Хотя бы тем, что терпят Терпят что жены по вечерам нет дома что мама уходит, пока они еще спят, и приходит, когда они уже спят У нас по причине занятос­ти никто не ходит на родительс­кие собрания в школу но если вызывают, то приходим с мужем поочередно. Вот недавно бы; разговор с учителем сын плохо пишет Дети растут так быстро что уже не могу сказать «Как мать я все про них знаю» - Они уже вполне самостоятельные. Зато они про меня знают действитель­но все. Сын всегда приносит ей в подарок свои поделки. Ему нра­вится смотреть, ::огда я радуюсь Муж вообще ни разу в жизни не дарил бесполезных вещей В про­шлом году преподнес на день рождения изумительный кофейный перламутровый сервиз»

Начинается репетиция песен и романсов для очередного те­атрального «капустника», которыми так славится Камерный Женские голоса звучат все слаженней и нежней. Застывают заканчивающие очередную часть бесконечного ремонта театра. Красивый Наташин голос лег­ко узнаваем а этом хоре.

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА: «Анна Клочева учит нас петь. Мучается, конечно, ужасно. Но многие из актеров любят (я — так просто обожаю) петь «вживую» Однако любить еще не значат уметь. Во­обще профессионализм в театре -это проблема. Недавно один заезжий режиссер, не найдя иных (профессиональных) аргументов, в меня кресло бросил. Хорошо, что я была в образе — и сдачи не дала, и увернуться успела. Как зрителя меня восхитил актер ТЮЗа Алек­сандр Логунов своей работой в «Банкроте». Я, как всякий актер, очень быстро увлекаюсь и, даже сидя в зале, мгновенно включа­юсь в действие, если там на сце­
не происходит что-то интересное. Если же мне скучно, вот тогда я начинаю «ловить блох», выискивая недостатки в игре и режиссуре. Обожаю наблюдать за Олегом Та­баковым. Потрясающий ремеслен­ник. Он работает, вызывая вос­торг, но практически не включая себя Выдающийся актер, который умеет так обмануть зрителя»

В театр начинают приходить зрители, и актеры прячутся за сцену. Сегодня — премьера, и на спектакле будут Наташины близкие и друзья.

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА. «Сын и дочь, наверное, всем уже рассказали, что мама у них — заслуженная артистка России. Подруги дочери перебывали на моих спектаклях, как. впрочем, и наши соседи по лестничной площадке -       очень отзывчивые люди. Муж же всегда повторяет, что ему нуж­на не актриса, а жена. Бывает, что и сердится на мою работу, сильно сердится. Я его понимаю и жалею. Как говорит одна из моих героинь: «Когда у мужчины плохое настроение, женщина слу­жит ему громоотводом» Мы по­знакомились с ним в театре. Он учился в политехническом инсти­туте и подрабатывал монтиров­щиком сцены. А мама вздохнула и сказала мне; «Смотри, не оши­бись.. »

Сегодня они все вместе будут сидеть в зале и волноваться за меня. У меня было много теат­ральных премьер. Но думаю, что актер никогда точно не знает в первый момент после спектакля: успех или нет? Как бы он ни хотел, но может, увидеть себя со стороны «Ощущения же так обманчивы»

После спектакля зрители ап­лодировали, вызывали актеров на поклоны, дарили цветы, це­ловали. Царило общее после-премьерное воодушевление.

НАТАЛЬЯ ЖЕРНАКОВА: «По го­роскопу у меня чисто актерские знаки: зодиакальный — Рыба, а по восточному календарю Обезьяна. Но чаще всего я ощу­щаю себя рабочей лошадью. По­тому что актерская работа — это тяжкий труд. А премьеры, цветы, комплименты — это все потом. Мы жизем от премьеры до пре­мьеры. У нас в период перед выпуском нового спектакля у каж­дого работника театра дома черт ногу сломит — столько времени приходится проводить здесь. Пре­мьеры проходят — и начинаются постирушки, приведение в поря­док себя, дома, детей, а так -все на бегу.

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ (професси­ональный музыкант)

 «Наташа всю жизнь в театре. Она болеет театром по-настоя­щему, это действительно, как сказал поэт, «высокая болезнь». Сейчас некоторые актеры прихо­дят в театр, играют, получая при этом даже некоторое удовольст­вие. Они работают в театре. А она им живет, оставаясь при этом самой прилежной труженицей. Я считаю, что сейчас у Наташи творческий расцвет, и пойдут те роли, которыми она всегда смо­жет гордиться».

Стрелки хронометра начали отсчитывать новые сутки. Ус­тавший театральный народ стал потихоньку расползаться по до­мам. Уехала и Наташа. Ей за­втра опять вставать в полседь­мого. Странная это жизнь — те­атр. Странная это профессия — актриса. Удивительная.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика