Хапов О. "Что-то во мне принадлежит всем" (беседу вела Ксения Боровинская)//vecherka.su/katalogizdaniy?heading=49

Успех — понятие эфемерное. Для кого-то он исчисляется плотностью кошелька. Для кого-то — масштабом признания
и известности. А кому-то важнее заниматься любимым делом и искать гармонию внутри себя. Сегодня рубрика «Формула успеха» представляет экс-руководителя Уральской лиги КВН, экс-главрежа ТЮЗа, режиссёра Камерного театра Олега Хапова.

Его последний спектакль «Музыки и сигарет не хватит до весны» — ода жизни,  хотя и история о двух суицидниках. Вот так просто и сложно. Такой же амбивалентной получилась и сегодняшняя беседа — о мечтах, кухонных разговорах, разнице между словом и делом.

 

Трудно убить дракона

— Как по-вашему: должно ли искусство быть социальным?

— Искусство — это не что-то оторванное и живущее, как луна, вдалеке от Земли. И то луна влияет на приливы, отливы и прочее. Искусство для меня — это не какое-то абстрактное понятие, это способ выразить свои мысли и чувства, сказать что-то моему окружению, друзьям, близким, любимой женщине, ещё кому-то.

Некоторые, например, ругают Илью Глазунова. Помните, у него есть картина, где соединены все эпохи и лица (имеется в виду картина «Сто веков». — Авт.), а для меня это высказывание художника.

На Западе есть такое понятие «мессадж» (от англ. message — «сообщение»). Так вот, каждый режиссёр должен сделать свой мессадж. И не только режиссёр — актёр, художник, музыкант.

Но если Мацуева спросить: «В чём социальность вашего искусства?», он скажет: «Да ни в чём, я выхожу и играю!» Но ведь он же играет сегодняшнее!

Он дышит нашим воздухом, он живёт среди нас, читает одни с нами газеты, и, когда нажимает на клавиши, все его ощущения и вся его реальность проявляются. А если конкретно: например, есть замечательная пьеса Шварца «Дракон».

История очень известная — трудно убить дракона, самому не став им. Это ещё старая восточная сказка. Сегодня говорю об этом, потому что на кухнях у мыслящих россиян тема свободы муссируется и обсуждается: «Как же так?! Почему нас лишили выбора? «Единая Россия» — это та же компартия!»

Да, наверное, это нужно. Быть здесь и сейчас — значит осознавать весь объём жизни, идущий через тебя. Но я считаю, что сегодня неизмеримо важнее для нашего общества говорить о вечных ценностях, потому что за годы советской власти мы потеряли способность думать об этом.

Нам сейчас пытаются привить любовь к религии, причём есть момент насаждения, экспансии — это же неправильно! Человек внутри себя стремится к гармонии, и она каждый раз уникальна, индивидуальна.

Эта тема меня как гражданина очень волнует. И это отражается в моей работе. Но общечеловеческие ценности — такие, например, как отношения между людьми (не важно, мужчинами или женщинами) и отношение к смерти — это две темы, которые для общества очень важны.

Недавно Медведев красиво сказал: «Я хочу, чтобы люди были ответственны». А как это сделать? Прежде всего человек должен быть ответственен за свою жизнь.

А для этого нужно понять, что жизнь конечна. Очень мощная мысль — смерть как советчик. Я здесь не оригинален, это не моё, это всё можно прочитать у мастеров жизни.

Кривое зеркало

— Вы упомянули обсуждения на кухнях. И как вы относитесь к таким «кухонным» разговорам о судьбах России?

— Это, безусловно, нужно делать. Нужно стараться быть открытым. Ведь мы все играем, надеваем социальные маски. У меня сейчас маска интервьюируемого, приду домой — будет маска мужа, на улице — маска прохожего.

А такие разговоры — один из примеров «открытого общения». Нужно обсуждать, что тебя волнует, хотя бы с близкими людьми. Я про Гайд-парк (парк в Лондоне, ранее служивший местом королевской охоты.

Сейчас является постоянно действующим митингом граждан. Место, где каждый может высказать свою гражданскую позицию. Там же постоянно находится и независимая пресса.

Гайд-парк считается признаком гражданского общества. — Авт.) и не мечтаю, чтобы люди выходили на Кировку, например, и свободно говорили обо всём.

Но на высказывание своего мнения по поводу устройства государства как свободное волеизъявление должен иметь право каждый человек. Мыслящие граждане нам нужны.

Иначе криво получается: с одной стороны, красивые и правильные слова, а с другой — когда эти слова доходят до места, какое-то кривое зеркало получается.

— Как воспитывать таких «мыслящих граждан»?

— Как воспитывать! Всё давно придумано. Слушайте себя трезво, осознанно, ответственно. Есть замечательные практики человеческие, известные с древних времён: грудное вскармливание, любовь к малышу, внимание, чтение вслух…

У учёных это называется «принцип непрерывности, преемственности». Всё должно идти от момента вхождения маленького человечка в жизнь. Мне кажется, в этом месте надо править.

Моисей не зря 40 лет водил народ по пустыне, пока не умер последний, кто родился в рабстве! Что-то в консерватории надо менять, как говорил Жванецкий. Универсального рецепта воспитания нет. Если б я его знал, я бы сказал, честно.

Наука жить

Мы ведь ещё такие молодые и неустроенные! России, в нынешнем её состоянии, 18 лет. Мы забыли за годы советской власти прежнюю историю. Мы потеряли связь. Мы славяне. А что такое славяне? Смесь разных народов.

Прежде всего надо любить себя. Будешь любить себя — будешь любить других. И это тоже надо объяснять. Игорь Калинаускас сказал в своей книге: «Почему читать учат, считать учат, а жить не учат?!» Нет матрицы, которую положил на жизнь — и она заработала, но есть некие общие законы, которые можно понять и применить.

— А зачем учить жизни? Разве не должны какие-то вещи приходить с опытом?

— Да нравоучения, такой менторский тон, урок жизни в школе, я представил — ерунда, конечно! Это более тонкие вещи. Здесь нет никаких аксиом. Сплошные теоремы, которые надо доказывать.

Для меня учиться жизни — это умение создавать развивающие ситуации. Для меня теперь, нынешнего. Был бы я моложе, там было б, наверное, что-то другое.

Понимаю прекрасно, что детей нельзя учить своей жизни, но нужно создавать развивающие ситуации, причём создавать таким образом, чтобы моделировать развитие. И ещё слушать себя — вот урок. Слушайте себя, слушайте окружающий мир. Что из этого получится, я не знаю. Но попробуйте. И всё.

— Вы считаете себя патриотом?

— Да. Хотя я сторонник того, что надо жить здесь и сейчас, но мы должны понимать, откуда мы пришли. От этого зависит, куда мы пойдём. Иначе мы Иваны не помнящие родства, иначе мы подвешены в вакууме, иначе мы мешки с деньгами, лежащие в банке, причём не в нашем, а в швейцарском.

А мы — россияне, со всеми плюсами и минусами. Я не такой патриот, что «Ура патриотизму!», я не буду размахивать флагом. Но я люблю и свою малую родину, и большую.

Нет плохих, хороших наций — есть хорошие и плохие люди. И вопрос даже не в месте — вопрос в окружении. Я себя комфортно чувствую в любом окружении, это один из навыков моей работы — адаптироваться к любой среде.

И мне нравится познавать вокруг себя какие-то новые, развивающие, обязательно, ситуации. Потому что привычная среда иногда затягивает как болото, надо периодически камень бросать.

Мне не важно, где я живу, важно — как. Если вот это «как» не противоречит тому, что мне закладывали мои родители, моя малая родина, мои горы Уральские, природа, то, значит, всё нормально.

Пятачок не вышел

— Ведь вы одно время ставили показы для разных модных домов…

— Ну, модных домов — это сильно сказано! А вообще, моя профессиональная деятельность не ограничивается театральными постановками. Я занимаюсь постановками в любых пространствах. Мне это было интересно.

Сейчас не очень. В визуальном искусстве для меня важно в любом случае рассказать историю. Чтобы в ней было начало, развитие, окончание.

И я всегда к любой работе подходил с профессиональной, режиссёрской точки зрения. Красивые девушки-модели — они самодостаточные, они ходят по подиуму полуодетые, но мне это неинтересно. С профессиональной точки зрения. Как мужчина — я смотрю и наслаждаюсь.

Одно время я имел дело с рекламой. Даже как-то случайно придумал слоган для воды «Кургазак» — «море здоровья в каждой капле». В молодости работал на телевидении, мы придумали передачу «Пятачок», где должны были говорить о каких-то насущных на тот момент вещах.

Пятачок — такое хорошее слово: это вроде и пять копеек, и такое лобное место, и хрюшкин носик. Придумали даже слоган для передачи: «С миру по иголке — голому наколка». Но не сложилось. Значит, наверное, и не нужно было.

Мечтать о недостижимом

— То есть вы считаете, что ни делается — к лучшему?

— Да, несомненно. Планировать бывает сложно и ни к чему, а вот намерение иметь — это необходимо. Причём намерение необязательно должно быть конкретным. Оно всё равно где-нибудь вылезет и конкретикой станет.

Это называется «момент неделания». И мечтать надо. Но мечта — коварная вещь. Мечтать надо о чём-то очень сильном, достижимом, но очень далёком. Я романтик, я мечтаю, иногда позволяю себе это.

Хотя есть разные пласты, нельзя забывать про реалии жизни — ответственность, обязанности… Но всё это может прибить нас к земле, и мы уже не взлетим. А взлетать надо обязательно.

— Расскажите свою формулу успеха.

— Успех — это какая-то вуаль, дымка, это что-то сиюминутное. А я очень самокритичный человек, мне крайне редко нравится то, что я делаю. Но иногда бывают моменты соединения, когда я понимаю: что-то во мне принадлежит всем.

И это здорово! Для моей профессии это высшие моменты. Для меня успех входит в понятие настоящей жизни. А как иначе? Я могу заниматься чем угодно, но должен понимать, ради чего это делается.

Тогда то, чем я занимаюсь, станет развивающей ситуацией. Для меня важен не успех, а, скорее, гармоничное развитие.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика