Федорова Л. "Частица черта в нас... "//Уральский курьер, 2002, 13 сентября (интервью Сергея Федотова в связи с постановкой в Камерном театре "Игроков" Н. В. Гоголя)

 

Удивлять так удивлять! К своему десятилетию и к началу сезона, который открывается сегодня, самый первый сюрприз Камерного театра для себя и зрителей - премьера "Игроков" Н. Гоголя и ее постановщик Сергей Федотов. Для мистического детектива специально выбран роковой день - 13 сентября (это еще и пятница). Его постановщик - главный режиссер Пермского театрамоста", знакомый челябинским театралам по фестивалям "Камерата" и "Театральные опыты", личность интересная и неординарная. Прежде всего своей широкой известностью в Европе, куда небезуспешно прорубает окно русской классикой и школой психологического театра.

Его "У моста" - участник тридцати международных фестивалей. По долгожительству спектакли Федотова можно занести в Книгу рекордов Гиннесса. Знаменитая в театральном мире (не только России) "Панночка" выходила на сцену тысячу (!) раз. "Женитьба" того же Гоголя - восемьсот. В год театр выпускает четыре-пять спектаклей. Билеты на них раскупаются за два месяца.

Кроме того, Сергей Федотов, пожалуй, единственный создатель единственного мистического театра в России. И если о нем говорят, что он режиссер из аномальной зоны, то, наверное, не только по совпадению, в переносном смысле - его театр 15 лет активно живет и славно трудится в городе, недалеко от которого, в районе Молебки, находится знаменитый М-ский треугольник - а в самом что ни на есть прямом. Ведь ходят же на спектакли Федотова, и довольно часто, маги, астрологи, колдуны, знахари и прочие аномальщики и запредельщики. Причем все они утверждают, что в федотовских постановках находят для себя заряд, подпитку собственной энергии. Сергей Павлович относится к этому довольно сдержанно:

- Такое бывает. Даже хотели как-то прибрать нас к рукам. Однажды в театр заявилась целая толпа белых колдунов. У них было какое-то собрание. После спектакля они долго осыпали актеров комплиментами, сказали, что театр расположен в хорошем, по их астрологическим измерениям, месте и что они видели сидящего перед театром Гоголя. А потом вдруг посоветовали изменить финал спектакля. Такое беспардонное вмешательство меня, естественно, не устроило. Расстались мы холодно.

- "У моста" - мистический театр. "Игроки" - мистический детектив. Отчего вдруг такая привязанность?

- То, чего мне не хватало всегда в психологическом театре - остроты, гротеска, особой взрывной энергии, - я, еще будучи студентом, нашел в театре Михаила Чехова, в его трудах. И когда стал создавать свой театр, уже знал, что он ни на какой другой не будет похож, что это будет театр особой энергетики и особого способа существования в нем актеров.

- В чем же эта "особость"?

- Кто-то из актеров очень точно определил то, что мы делаем на репетициях "Игроков", - гоняем энергетику. Извлекаем ее из пьесы, потом из самих актеров и заряжаем ею зрителей. Актеры должны гореть в моем спектакле. Театр, который дает сильное излучение и действует на зрителя на эмоциональном и подсознательном уровне, будет всегда ему интересен, даже если он что-то в нем не поймет. Поэтому в наш театр ходят совершенно разные зрители, причем на один и тот же спектакль они могут ходить по нескольку раз. Говорят, что у нас они избавляются от обыденности и скуки.

- Чтоб заставить актера гореть, а театр излучать, что для этого нужно?

- Для меня энергия - вещь материальная, и я знаю, как с ней в спектакле управляться, как вкладывать ее в актеров, как их заводить.

- Вы что, экстрасенс?

- Ну, наверное, каждый из режиссеров в определенной мере энергетикой обладает. Но у меня с этим особые отношения. Астрологи утверждают, что если в дате рождения человека присутствуют три единицы, то он уже из ряда вон, а у меня их целых пять, я родился 11 января 1961 года. И потом, мне всегда везет на тринадцатое число. Когда попадается под таким номером место, вагон, комната в гостинице - я доволен. Именно в этот день происходит что-то для меня хорошее. 13-го родился мой старший сын.

- 13 сентября вы выпускаете "Игроков"...

- И вообще часто назначаю премьеры именно на это число. Аномальные явления - когда во время, например, интервью со мной что-то в репортерской технике заклинивает или ломается - тоже случаются.

(Кажется, это я и на себе испытала - диктофон забыла, шарик в середине беседы исписался, а к самому интервью приступала три раза. Хорошо хоть не 13, хотя лично у меня с этой цифрой тоже хорошие отношения. - Авт.).

- Сергей Павлович, а какие произведения вы берете для своих мистических опытов?

- В основном русскую классику. Очень люблю Булгакова, Гоголя... В репертуаре "У моста" пять спектаклей по Гоголю. Это, пожалуй, самый мистический из всех, самый эксцентричный и энергетически объемный автор. Он единственный писатель, который связан с потусторонней жизнью. Почти в каждом его произведении есть черт, чертовщина, дьявольщина. В каждом его герое заключена частица черта - в Панночке, Хлестакове, Чичикове. Гоголь ведь всю жизнь с этим боролся, он видел черта, слышал его голос. Но победить так и не смог. Когда это понял, перестал есть - так решил уйти из жизни. И последними его словами были: "Дайте мне лестницу". Он просился к Богу.

Вообще атмосфера действия гоголевских пьес, интриги, персонажи буквально пропитаны энергетикой, надо только уметь извлекать ее через актеров и направлять в зал. Впервые в гоголевскую стихию мы погрузились в "Панночке" Н. Садур, с нее начались все наши "мистификации".

- Но и слава, успех.

- Да, во многих городах России и за рубежом нас запомнили, узнали сначала благодаря "Панночке". Потом стали приглашать не только на гастроли и фестивали, но и на постановку. В европейских театрах чаще всего спектакли строятся на внешних эффектах, пластике, тексте. Так что психологическая глубина, энергетика, то есть живой театр, не могли не взволновать их зрителей. В Чехии я поставил "Мастера и Маргариту", и спектакль был сразу же номинирован на национальную премию, вошел в тройку лучших спектаклей года. Я даже был удостоен приема у президента. "Игроков" мы тоже повезем в октябре в эту страну. Я показал там запись рабочих моментов этого спектакля на актерской лаборатории, и меня тут же попросили его привезти. С 16 октября начнется гастрольный тур "Игроков" по пяти чешским городам.

- Как и почему ваш выбор в постановке "Игроков" пал именно на Челябинский Камерный?

- Мне есть с чем сравнивать. Я много езжу по фестивалям, много ставлю - в Польше, Германии, Чехии, по России. У вас молодой, живой, мобильный театр. Таких сейчас не много. В Камерном за десять лет, слава богу, не выветрился студийный дух, они с моим театром почти ровесники. Но есть еще одно сходство. Его я и рассмотрел на фестивалях в Екатеринбурге и в вашем городе - восприимчивость актеров, способность мгновенно загораться, умение импровизировать и освобождаться от старой кожи. В Камерном есть дух постоянного поиска, движения, творческого азарта.

- А почему выбрали "Игроков"? Чертовщины в них вроде бы нет.

- Это, пожалуй, самая сложная пьеса Гоголя. Но в ней меня привлекла возможность показать игру как мистическое действие, как стихию, в которую героев затягивает эта дьявольская черная сила под названием "алчность, жадность, нажива". Актеры работали, можно сказать, на износ. Ежедневные репетиции - по восемь часов. Когда Андрей Абрамов - он играет неожиданную для него самого роль Ихарева - сказал, что работал над ней без отпуска, то имел в виду, что это Гоголь не отпускал его от себя ни на минуту даже во время летнего отдыха. Такова энергетическая сила, магнетизм этого писателя.

- Я слышала, Сергей Павлович, что с вашими мистическими спектаклями постоянно что-то происходит тоже из ряда вон...

- Ну, чертовщина "Мастера и Маргариты" мешала многим режиссерам при постановке. У нас вроде бы... Нет, было. Маргарита ломала ногу. Во время гастролей в Польше в самый день премьеры неожиданно осип Коровьев. Костюм Иешуа был изрезан на ленточки нашей портнихой. Когда мы ее спросили - зачем? Она, странно как-то на нас уставившись, ответила: "Не знаю". За день до премьеры "Мастера" пришел на телевидение давать интервью. Зашел в студию, а там сотрудники держат в руках распростертого ястреба. Он разбился об оконное стекло. Мертвый ястреб, и ни одной капельки крови.

Но, слава богу (тут мы вместе стучим по столу), с "Игроками" вроде все нормально.

Если (подумала я про себя) не считать сорванных из-за наводнения сентябрьских гастролей "Игроков" в Польше.

И еще признаюсь. После увиденного на одной из последних репетиций фрагмента "Игроков" мне Николай Васильевич Гоголь у входа в Камерный не встретился. Наверное, потому, что это была всего лишь репетиция. Может, вот сегодня...

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика