Жилякова Т. "Михаил Яковлев: "Моя мечта - слетать в космос" //Уральский курьер 16 ноября 2002 г.




Ему идут смокинг и галстук-бабочка, фрак и цилиндр. А в шляпе и кожаном пальто он похож на американского героя времен немого кино. Хотя так же естественно смотрится в тельняшке и трико с вытянутыми коленками. Михаил Яковлев в Камерном театре востребован, он плотно занят в репертуаре. А те, кто театр не посещает, быть может, запомнили его по рекламным роликам «Рембыттехники». По разряду «Выдающиеся деятели культуры и искусства» артист удостоен губернаторской стипендии за 2002 год. Новосибирское театральное училище Михаил окончил поздно, по¬чти в 30 лет, будучи уже отцом семейства. За плечами были занятия в театре-студии «Юность» у Зои Арсентьевны Александровой, с легкой руки которой многие студийцы стали профессиональными актерами и режиссерами, потом год учебы в Свердловском театральном училище, армия, работа санитаром в психиатрической лечебнице, неудавшаяся попытка поступить в медицинский институт, три года работы на заводе. После Новоси¬бирска, получив свободное распределение, Михаил вернулся в Челябинск, во вновь созданный Евгением Фалевичем и Людмилой Барад Камерный театр. Позднее он окончит и режиссерский факультет института культуры.


— Михаил, а почему после армии вы не вернулись в Свердловское училище?
— Меня отговорил отец. Он работал в филармонии, играл на аккордеоне. «Ты видишь, — сказал, — как мы всю жизнь перебиваемся, в культуре денег не заработаешь. Музыканты, актеры, режиссеры — это веселые нищие. Надо тебе выбирать «нормальный» институт». Я выбрал медицинс¬кий. Поначалу пошел работать в дурдом, через год поступал на рабфак в институт, но завалился на экзамене по физике, на котором я, не придумав ничего лучшего, вместо ответа на вопрос аккуратно переписал на листок все лозунги, которые были в аудитории, типа «Партия — наш рулевой» и т.д. Потом женился и, чтобы получить жилье, пошел работать на завод монтажных заготовок стропальщиком. И все это время продолжал ходить в студию, сыграл Анчугина в «Провинциальных анекдотах», Макмэрфи в «Полетах над гнездом» кукушки», и в результате театр все же победил.
— Вы сыграли в Камерном множество ролен, в том числе главных — в "Медведе" по Чехову, Емельян Черноземный в «Квадратуре круга». Но тем не менее все единогласно признали вашим большим успехом роль Утешительного в недавней премьере театра «Игроки» Гоголя. Говорят, что в ней вы раскрылись с совершенно неожиданной стороны.
— Раньше таких ролей мне не давали, а использовали в определенном плане, легко узнаваемом типаже работяги, пьяницы, муж¬лана. Это мусорщик Дулитл в «Пигмалионе», Василий в «Кон¬курсе», местный пропойца Потер в «Томе Сойере». Режиссеры давали мне подобные роли уже по инерции. Ходить проторенными тропами, может быть, легко и приятно, только неинтересно. Так что в этом отношении последняя моя роль стала чем-то вроде утешительного приза. Хотя особенных, неожиданных откровений и открытий в плане профессии у меня не было.
— Недавно со спектаклем "Игроки" вы побывали в Чехии. Как прошли гастроли?
— В Чехии залы не радиофицированы, но языки наши в чем-то похожи, так что зрители нас прекрасно понимали. В Остраве давали спектакль в частном театре на сто мест. Зал был набит до отказа, а вентиляции никакой. И в конце нам, уставшим, совершенно мокрым, пришлось десять раз выходить на поклон, что было для нас, прямо скажем, непривычным. В результате я вышел один и же¬том показал публике, что, мол, хватит нас уже вызывать.
В Праге с нами изъявил желание поговорить, как нам объяснили, самый авторитетный театральный критик, человек весьма почтенного возраста. Он говорил о том, что в Чехии во многом пре¬валирует рациональное начало, голый расчет, который глушит все духовное, высокое. А наш спек¬такль воспринимается не умозрительно, не через каскад внешних приемов и эффектов, а через наши эмоции, переживания, и именно это чрезвычайно увлекает. В процессе нашего долгого разговора он сказал, что сейчас началась эпоха ангелов, которые будут помогать только тем людям и странам, у которых есть что-то в душе, а значит, нам и нашей стране, несмотря на то, что сейчас у нас не так уж и хорошо. Через переводчика я рассказал ему, что этим летом на Таганае видел ангела. Был сильный дождь, я стоял и держал край тента, который мы устанавливали над костром, и я смотрел в сторону гор. И вдруг в метрах в пятидесяти от меня появилось облако. Потом из него возник блестящий, с огромными с крыльями черный ангел. Красивый и величавый, он сел среди елей и смотрел прямо на меня. Я окликнул друга, чтобы он тоже его увидел, но на том месте уже никого не было. Старик-чех сказал, что увидеть черного ангела — это хорошо, и теперь все дела у меня пойдут гладко. Я только ухмыльнулся, потому что у меня накануне украли оба паспорта и все деньги. Но он, успокоив, сказал:
значит, мне непременно повезет в другом месте. Так и произошло — по возвращении домой узнаю о губернаторской стипендии.
— Вы верите в сверхъестественные явления?
Эзотерика интересует меня давно. Начнем с того, что моя прабабка была ведьмой, снимала и наводила порчу, сглаз. А перед смертью таким людям нужно обязательно передать кому-то свой энергетический заряд, иначе они умирают в страшных мучениях. Она попросила свою дочку, то есть мою бабушку, привезти к ней моего отца — Скорпиона по знаку зодиака. А колдуны, маги, белые или черные, как правило, рождены под этим знаком. Но бабушка испугалась. Однако энергетическое поле до сих пор как бы витает над нашей семьей. И один колдун мне сказал, что поскольку у меня восходящий Скорпион, и я воспитан в тени
Скорпиона, то вполне могу заниматься магией.
— Ну хота бы пробовали?
— Нет. Но литература по этому поводу меня интересует. Я регулярно покупаю газету «Тайная власть», читаю Кастанеду. Мне эго нужно применительно к профссии. Кто-то, на мой взгляд, абсолютно правильно заметил, что, ля того чтобы хорошо сделать роль, надо немного сойти с ума на материале. Похожие утверждения есть и у Кастанеды: у человека должно быть сдвинутое сознание, для того чтобы он мог ви-деть веши. недоступные сознанию обыденному. Я считаю, что театр в основе своей представляет собой нечто мистическое, это магия, неразрывно связанная с твоей эергетикой, которая при определенном даре перетекает в зал, от которого ты в свою очередь тоже заряжаешься. Этот обмен энерги¬ями и есть акт сопереживания, сотворчества, что является сутью театра как такового. Иногда выходишь на сцену, и если ты заряжен энергетически, то чувствуешь, как из тебя исходит свет. И пос¬ле спектакля кажется, что без труда можешь сыграть его еше раз. А бывает так, что если в зале сидит хотя бы один человек, который из тебя энергию тянет, не давая ничего взамен, то к финалу ты совершенно выматываешься.
— А как вы защищаетесь от «вампиров»?
— Сколько я ни читал эзотерической литературы, очень много в ней умозрительного, основанного на воображении. А отгораживаюсь я от нежелательной энергетики, если таковую почувствовал, воображаемой стеной или быстро-быстро мысленно заворачиваюсь в кокон. Так же и в работе над ролью. Я представляю себе некий фанер¬ный объемный муляж, который надеваю на "себя." Поначалу мне в нем неудобно, не сгибаются ни руки, ни ноги. Постепенно в процессе работы, соответственно тому, как я себе придумал своего .героя, он начинает двигаться, ме¬нять свою материальную основу. И это превращение неживого в воодушевленное и есть для меня самый большой кайф.
— Если бы начать все сначала, что бы вы выбрали?
— Хрустальная моя мечта с детства — слетать в космос. А вообще у меня всегда было желание помо¬гать людям. Поэтому я пошел рабо¬тать в дурдом, по этой же причине вернулся в театр, вовремя отказав¬шись от своего юношеского убеждения, что театр ничего изменить не может, все можно сделать медицинским путем. Сейчас я уверен, что если даже двух-трех человек в зале я чем-то «зацепил», сумел достучаться до их души, то это уже хорошо. Так что полеты в космос — это во сне, а театр для меня — это тоже полет, только наяву.



Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика