Богданова И. Два "отца" //Челябинский металлург, 2015, 16 января

На челябинской театральной сцене начал жизнь спектакль по пьесе ирландского автора, в его основе произведение русской литературной классики.

В редакции раздался звонок. Женщина представилась Марией Викторовной. Бывшая работница ЧМК, сейчас на пенсии. Через всю жизнь несет Мария Викторовна любовь к сценическому искусству, живо интересуется театральной средой: «В одном из прошлых номеров вы очень правильно раскритиковали издевательство над классикой, которое позволяют себе иные театральные мастера (речь идет о материале «Гений Достоевского – злодейство Богомолова», опубликованном в № 44 «Челябинского металлурга» за прошлый год – прим. Автора). К счастью, у нас есть обратные примеры. Интересная пьеса появилась на сцене Камерного. Называется «Отцы и сыновья», это по Тургеневу, но автор зарубежный. Обязательно сходите, не пожалеете».

Мы прислушались к рекомендации нашей читательницы. Речь идет о спектакле, поставленном в Камерном театре по пьесе ирландца Брайена Фрила. В основе этой работы роман Тургенева «Отцы и дети». Стоит отдать должное иностранному автору, он очень бережно перенес текст в современность, сумел сохранить дух и очарование произведения русского классика. Нам удалось встретиться с исполнителями ролей двух отцов – заслуженными артистами РФ Виктором Нагдасевым и Михаилом Яковлевым – поговорить, как шла работа над спектаклем, о творчестве и о жизни.

Я – парень из рабочей семьи!

Первым на вопросы нашего корреспондента ответил Виктор Нагдасев.

— Виктор, чем привлекла эта пьеса и эта роль?

— Роль Василия Ивановича Базарова, отца все отрицающего нигилиста Евгения,  мне близка. Прежде всего, потому, что я сам — отец! У меня двое детей, сын Алексей и дочь Анна. Сын недавно женился, живёт в Киеве, он художник, дизайнер. Сами понимаете, как мне за него тревожно: в свете событий, происходящих в Украине; того, как там относятся к русским. А дочке 28 лет, она актриса, живёт и работает в Санкт-Петербурге, в эстрадном театре «Битком». Конечно, меня «подогревали» в этой роли родительские чувства, наша вечная родительская тревога.

— Как проходили репетиции? Со всем ли вы соглашались из того, что вам предлагал режиссёр из Санкт-Петербурга Алексей Янковский?

— Это уже третья наша встреча с Янковским. Он также поставил в нашем театре спектакль «Одинокие всадники Апокалипсиса» по мотивам «Парадоксов мистера Понда» Честертона, «Преступления и наказания» Достоевского в 2007 году и  «Чайку» Чехова в 2009 году. «Чайка» идёт на нашей сцене до сих пор. Так что к третьей встрече с Янковским мы многое поняли. Знали уже стиль работы, его требования.

— И каковы принципы его работы?

— Мы должны максимально погрузиться в материал. Как будто текст, который предстоит произносить, не авторский, а — твой собственный. Ещё этот режиссёр на репетициях целиком «прогоняет» постановку, от начала до конца. Обычно же просто отрабатывают отдельные сцены. А Янковский сразу приучает к мысли, что спектакль — единое целое, некий монолит.  

— Как вы оцениваете в этой постановке актеров, в частности, молодых? Мне показалось, старшее поколение выглядело убедительнее, заметно их переиграло…

— Здесь трудно судить. Почти невозможно. У всех разная школа. Наши молодые актёры большей частью учились в ЧГАКИ, их педагогом была Виктория Николаевна Мещанинова, художественный руководитель нашего театра. А я, например, учился у народного артиста РФ, худрука Челябинского академического театра драмы Наума Юрьевича Орлова. Но принцип любой театральной школы — дать универсальный язык. Чтобы твое исполнение было близко и понятно всем. И, конечно, нельзя забывать о системе Станиславского. Она в основе всех школ. Необходимо владеть актёрским мастерством на практике, «проживать» свою роль.

— Какие собственные задумки вам удалось воплотить в этом спектакле?

(задумывается). Наверное, это мысль о том, что нашим родителям нужно наше внимание. Не надо скрывать свои чувства. Если вы любите и уважаете своих родителей — подойдите и обнимите их, продемонстрируйте им свою любовь. Это вовсе не лишнее. Они будут рады! Жизнь так коротка, успевайте сказать о своей любви и привязанности. Успевайте поблагодарить… 

В семье Базаровых было не принято проявлять свои чувства. Но любому родителю больно, когда он не получает должного внимания и понимания со стороны своих детей.

— У вас есть режиссёрские работы?

— Есть несколько постановок. В основном, они рассчитаны на двоих актеров, их исполняем мы с женой¸ актрисой нашего театра Надеждой Нагдасевой. Например, вот уже десять лет идёт наш спектакль «Сплошное сердце» по Маяковскому. Ещё у нас есть интерактивный спектакль по сказке «Баба Яга и другие». Есть ряд других…

— Нашим читателям наверняка памятен ваш спектакль «Гость случайный» по произведениям Сергея Есенина…

— Это не мой спектакль. Идея его постановки принадлежит народному артисту России Александру Филиппенко. В конце 1990-х — начале 2000-х он тесно сотрудничал с нашим театром. Часто приезжал сюда, выступал  на нашей сцене и, конечно, имел большой успех. А довести до ума эту вещь с точки зрения режиссуры помогла Вера Примакова — режиссёр и педагог из Челябинска. Сейчас она живёт в Германии, в Дрездене. Премьера состоялась в 1996 году. Но спектакль до сих пор жив и идёт на сцене! Кстати, я ездил с этим спектаклем в Рязань, на традиционный фестиваль, посвящённый творчеству Есенина. И привёз оттуда Диплом первой степени.

— С каким девизом вы идёте по жизни?

— Отец мой, рабочий человек, часто повторял: «Под лежачий камень вода не течёт» и «Дорогу осилит идущий!». Это две самые любимые поговорки у него были. И я всегда в трудные моменты повторяю эти слова. Так и иду по жизни.

Кстати, мой папа работал на Челябинском электрометаллургическом комбинате плавильщиком. Жили мы на улице Турбинной, недалеко от кинотеатра «Искра». А мама была разнорабочей… Я – из обычной рабочей семьи, целые дни проводил во дворе. Потом стал ходить во Дворец культуры, много кружков перепробовал. Но как-то попал в театральную студию «Юность» Дворца культуры железнодорожников, которой руководила легендарная Зоя Арсеньевна Александрова, и всё, — пропал!

— Есть ли особо запомнившаяся, дорогая для вас роль?

— Их несколько. Но самые-самые, пожалуй, Макар Девушкин из спектакля «Милостивый государь, спешу…» по произведению Достоевского «Бедные люди» и шесть персонажей, которых я исполнял в спектакле «Том Сойер», включая автора, Марка Твена.

Важно — сопереживать

Заслуженный артист России Михаил Яковлев, исполнивший роль Николая Петровича Кирсанова, отца сибаритствующего Аркадия, оказался предельно лаконичен. Интервью с ним прошло в режиме «блиц». И всё же, надеюсь, за этими скупыми словами предельно точно прорисовывается творческий портрет мастера.

— Выбор актёра на роль — это случай или предназначение?

— Чаще всего, случай. В нашей профессии вообще слишком многое определяет случай.

— Вы перенимаете что-то у своих персонажей?

— Бывают моменты… Когда волнуюсь и не нахожу слов, вдруг начинаю неожиданно для себя говорить словами какого-то своего персонажа… Так что, конечно, влияют! У нас это называется «напитаться материалом».

 — Что помогло почувствовать себя барином в спектакле «Отцы и сыновья»?

— Отвечая на такие вопросы, часто рассуждают о творчестве, вдохновении. Но это ещё и ремесло! Это моя профессия: почувствовать себя органично в предложенных обстоятельствах. Для меня идеалом в нашей профессии с детства был и остаётся до сих пор Берт Ланкастер. Настоящий мастер перевоплощения, образец мужественности. Иногда думаю: а как бы он это сыграл? И в чём-то равняюсь на него… Ещё один мой кумир — Марлон Брандо.

— Какие моменты подготовки к спектаклю, приятные и не очень, вспоминаются?

— Выучить текст! Это неприятный момент. Причём, изначально я был против текста Брайена Фрила. Говорил: «Зачем нам этот ирландец? У нас есть свой Тургенев!». Но режиссёр-постановщик Алексей Янковский настаивал: текст, дескать, должен быть интересен современному зрителю, и заслуга Фрила в том, что он его адаптировал. Однако повторяю, изначально я шёл через сопротивление — по отношению к тексту и, в какой-то степени, режиссёру. Но постепенно понял: никуда от этого не деться. Вжился в свою роль. Много самостоятельно работал над нею. А приятный момент, безусловно, в том, что спектакль в итоге приняла публика! И он идёт с успехом.

— Какие роли вам легче даются: положительные или отрицательные?

— Все роли — хорошие. Я бы не стал их делить. Так же, как и жизнь хороша — вся. Даже в отрицательном персонаже я нахожу нечто такое, что делает его человечнее. Допустим, забулдыга Мэфф Потер из «Тома Сойера». Почему он стал таким? Безусловно, повлияли какие-то жизненные обстоятельства. Человек сломался под их воздействием. Важно сопереживать своему персонажу.

— Кто ваш любимый герой? И автор?

— Любимый автор — Гоголь. Он гениально соединяет в своём творчестве реализм, мистику, сатиру. А язык какой образный… У нас до сих пор идёт спектакль «Игроки». Те, кто не видел, приходите, вы всё это почувствуете!

А из героев я всегда хотел сыграть Меркуцио из «Ромео и Джульетты». Преданный друг, который пострадал… ни за что.

— Чем занимаетесь в свободное время?

— У меня есть вторая профессия — режиссёр. Осуществляю постановки во Дворце культуры всероссийского общества слепых. Там есть народный театр «Талисман». Участники — инвалиды. Недавно мы ездили в Пермь, на региональный конкурс среди таких театров. Заняли первое место! Ещё побывал со своими подопечными в Москве со спектаклем «Ханума», в городах нашей области тоже бывали.

… Я очень люблю книги. Вон, видите на подоконнике кипы книг? Это мы со Степановичем (Виктором Нагдасёвым, — авт.) приносим,  — читаем, потом меняемся. Когда-то, в юности, я писал стихи. А ещё хотел, следуя пожеланию мамы, стать врачом, работал даже санитаром. Но, слава Богу, не стал!

Наша справка:

Виктор Степанович Нагдасёв, заслуженный артист РФ. Родился в Челябинске в 1953 году. В 1979 году окончил актёрское отделение Челябинского музыкального училища (курс нар. арт. России Наума Орлова). Работал в Челябинском государственном драмтеатре, в театрах города Абакан. С 1989 года — актёр Челябинского Камерного театра. В 1990 году окончил заочно Свердловский театральный институт. В целом, Виктором Нагдасёвым сыграно около 150 ролей. Имеет множество наград регионального и всероссийского уровней за вклад в развитие культуры. В 2009 году награждён медалью «Патриот России» российского государственного Культурного центра при Правительстве РФ. Женат, двое детей, трое внуков. Хобби: книги.

Михаил Викторович Яковлев, заслуженный артист РФ. Родился в Челябинске в 1957 году. Занимался в театральной студии «Юность». В 1989 окончил актёрское отделение Новосибирского театрального училища, в 1996 — заочное отделение театрального факультета по специальности «режиссура» Челябинского института культуры и искусства (ныне – ЧГАКИ). С 1991 года — актёр Камерного театра. Имеет дипломы за победы в театральных фестивалях регионального и международного уровней. Награждён Серебряной медалью Законодательного собрания Челябинской области «За достижения в области культуры и искусства». Семья: жена, двое сыновей – Алексей и Александр, внучка. Хобби: подводная охота.

 

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика